Билет 1
Алгоритмизация – процесс построения алгоритма решения задач,
результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных,
формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.
Алгоритм – это система чётких однозначных указаний, которая
определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после
конечного числа шагов приводит к получению требуемого результата.
`
program CalculateMeters;
var
L, meters: integer;
begin
write('Введите расстояние в сантиметрах: ');
readln(L);
meters := L div 100;
writeln('Количество
полных метров: ', meters);
end.
`
Билет 2
Исполнитель алгоритма – это некоторая абстрактная или реальная
система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.
Исполнителя характеризует: среда, элементарные действия, система
команд и отказы.
`
program CalculateTonnes;
var
M, tonnes:
integer;
begin
write('Введите массу в килограммах: ');
readln(M);
tonnes
:= M
div 1000;
writeln('Количество
полных тонн: ', tonnes);
end.
`
Билет 3
Система команд исполнителя - это строго
заданный конечный набор команд, которые может выполнить исполнитель.
Численный алгоритм - алгоритм решения математических задач в
численном виде.
Даны координаты двух различных полей шахматной доски x1,y1,x2,y2 (целые числа, лежащие в диапазоне 1-8). Проверить
истинность высказывания: "Конь за один ход может перейти с одного поля на
другое".
`
program KnightMove;
var
x1, y1, x2, y2: integer;
canMove: boolean;
begin
write('Введите координаты поля отправления (x1 y1): ');
readln(x1, y1);
write('Введите координаты поля назначения (x2 y2): ');
readln(x2, y2);
canMove := ((abs(x2 - x1) = 2) and (abs(y2 - y1) = 1)) or ((abs(x2
- x1) = 1) and (abs(y2 - y1) = 2));
if canMove then
writeln('Конь может
перейти с поля (', x1, ', ', y1, ') на поле (', x2, ', ', y2, ') за
один ход.')
else
writeln('Конь не
может перейти с поля (', x1, ', ', y1, ') на поле (', x2, ', ', y2, ') за
один ход.');
end.
`
Билет 4
Логическими принято называть алгоритмы, которые содержат предписания
(операции) относительно объектов нечисловой природы.
Основные свойства алгоритма: массовость, дискретность,
результативность, определенность, понятность, формальность, завершаемость.
Даны числа x,y. Проверить истинность высказывания: "Точка с
координатами (x,y) лежит во второй координатной
четверти".
`
program CheckQuadrant;
var
x, y: integer;
isInSecondQuadrant:
boolean;
begin
write('Введите координаты точки (x y): ');
readln(x, y);
isInSecondQuadrant := (x < 0) and (y > 0);
if isInSecondQuadrant then
writeln('Точка с
координатами (', x, ', ', y, ') лежит во второй координатной четверти.')
else
writeln('Точка с
координатами (', x, ', ', y, ') не лежит во второй координатной
четверти.');
end.
`
Билет 5
Способы описания алгоритмов: словесный, формульно-словесный,
псевдокод, графический способ, программа.
Элементы блок-схем – в тетради.
Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: "Число
A является положительным".
`
program CheckPositive;
var
A: integer;
isPositive: boolean;
begin
write('Введите число A: ');
readln(A);
isPositive
:= A > 0;
if isPositive then
writeln('Число ', A, ' является положительным.')
else
writeln('Число ', A, ' не является положительным или равно
нулю.');
end.
`
Билет 6
Язык программирования – специально составленный набор символов, используемый
для записи набора команд, воспринимаемых компьютером.
Программирование - процесс создания и модификации компьютерных
программ.
Даны два целых числа A и B (A < B).
Найти сумму всех целых чисел от A до B включительно.
`
program SumOfIntegers;
var
A, B, i, sum:
integer;
begin
write('Введите значение A: ');
readln(A);
write('Введите значение B (B должно
быть больше A): ');
readln(B);
if A >= B then
begin
writeln('Ошибка: B должно
быть больше A.');
exit;
end;
sum := 0;
for i := A to B do
begin
sum := sum + i;
end;
writeln('Сумма
всех целых чисел от ', A, ' до ', B, ' равна ', sum);
end.
`
Билет 7
Циклический алгоритм - алгоритм, в котором действия повторяются
конечное число раз.
Линейный алгоритм - алгоритм, в котором все действия выполняются
последовательно одно за другим.
Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1.2,
1.4, ..., 2 кг конфет.
`
program CostOfCandy;
var
pricePerKg, weight:
real;
i: integer;
begin
// Введите цену 1 кг конфет
writeln('Введите цену
1 кг конфет: ');
readln(pricePerKg);
// Вывод стоимости для
каждого веса от 1.2 до 2 кг
writeln('Вес | Стоимость');
writeln('----------------');
for i := 12 to 20 step 2 do
begin
weight := i / 10; // переводим в килограммы
writeln(weight:4:1, ' кг | ', weight *
pricePerKg:0:2);
end;
readln;
end.
`
Билет 8
Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от
выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая
последовательность действий.
Оператор - наименьшая автономная часть языка программирования;
команда или набор команд.
Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0.1,
0.2, ..., 1 кг конфет.
`
program CostOfCandy;
var
pricePerKg, weight:
real;
i: integer;
begin
// Введите цену 1 кг конфет
writeln('Введите цену
1 кг конфет: ');
readln(pricePerKg);
// Вывод стоимости для
каждого веса от 0.1 до 1 кг
writeln('Вес | Стоимость');
writeln('----------------');
for i := 1 to 10 do
begin
weight := i / 10; // переводим в килограммы
writeln(weight:3:1, ' кг | ', weight *
pricePerKg:0:2);
end;
readln;
end.
`
Билет 9
Идентификатор - это последовательность
символов, используемая для обозначения одного из следующих элементов: Имени
объекта или переменной Имени класса, структуры или объединения Имени перечисленного
типа
Константы – неизменные переменные.
Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1,
2, ..., 10 кг конфет.
`
program CostOfCandy;
var
pricePerKg, weight:
real;
i: integer;
begin
// Введите цену 1 кг конфет
writeln('Введите цену
1 кг конфет: ');
readln(pricePerKg);
// Вывод стоимости для
каждого веса от 1 до 10 кг
writeln('Вес | Стоимость');
writeln('----------------');
for i := 1 to 10 do
begin
weight := i; // вес в килограммах
равен номеру итерации
writeln(weight:2:0, ' кг | ', weight *
pricePerKg:0:2);
end;
readln;
end.
`
Билет 10
Цикл for – цикл с предусловием.
for var i := 1 to
10 do
Print(i);
Две формы записи цикла for
Оператор цикла for имеет одну из двух
форм:
for переменная :=
начальное значение to конечное значение do
оператор
или
for переменная :=
начальное значение downto конечное значение do
оператор
Даны два целых числа A и B (A < B).
Вывести в порядке убывания все целые числа, расположенные между A и B (не
включая числа A и B), а также количество N этих чисел.
`
program IntegersBetween;
var
A, B, N, i: integer;
begin
// Ввод чисел A и B
writeln('Введите
два целых числа A и B (A < B): ');
readln(A, B);
// Проверка условия A < B
if A >= B then
begin
writeln('Ошибка: A должно
быть меньше B.');
exit;
end;
// Вывод чисел между A и B в порядке
убывания
writeln('Целые
числа между A и B в порядке убывания: ');
N := B - A - 1; //
Вычисление количества чисел
for i := B - 1 downto A + 1 do
begin
writeln(i);
end;
// Вывод количества чисел
writeln('Количество
чисел между A и B: ', N);
readln;
end.
`
Билет 11
Цикл while
while условие do
оператор
Цикл repeat
repeat
операторы
until условие
Даны два целых числа A и B (A < B).
Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B
(включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.
`
program IntegersBetween;
var
A, B, N, i: integer;
begin
// Ввод чисел A и B
writeln('Введите
два целых числа A и B (A < B): ');
readln(A, B);
// Проверка условия A < B
if A >= B then
begin
writeln('Ошибка: A должно
быть меньше B.');
exit;
end;
// Вывод чисел между A и B в порядке
возрастания
writeln('Целые
числа между A и B в порядке возрастания: ');
N := B - A + 1; //
Вычисление количества чисел
for i := A to B do
begin
writeln(i);
end;
// Вывод количества чисел
writeln('Количество
чисел между A и B: ', N);
readln;
end.
`
Билет 12
Типы данных в Паскаль
integer — целочисленный тип данных.
real — тип данных с плавающей запятой.
double — тип данных с плавающей запятой.
string — символьный тип данных.
char — символьный тип данных.
boolean — логический тип данных.
Базовые типы – примитивные типы данных, на которых строятся все
остальные типы.
Даны целые числа K и N (N>0). Вывести N раз число K.
`
program RepeatNumber;
var
K, N, i: integer;
begin
// Ввод чисел K и N
writeln('Введите
целое число K:');
readln(K);
writeln('Введите
целое число N (N > 0):');
readln(N);
// Проверка условия N > 0
if N <= 0 then
begin
writeln('Ошибка: N должно быть больше 0.');
exit;
end;
// Вывод числа K N раз
writeln('Число ', K, ' повторяется ', N, ' раз:');
for i := 1 to N do
begin
writeln(K);
end;
readln;
end.
`
Билет 13
Конструируемые типы – все остальные типы, составленные из
примитивных базовых.
Порядковые типы: целые типы, логические типы, символьный тип, перечисленный
тип, тип-диапазон.
Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие
правильную дату невисокосного года. Вывести значения
D и M для даты, предшествующей указанной.
`
program PreviousDate;
var
D, M: integer;
begin
// Ввод дня и месяца
writeln('Введите
целое число D
(день):');
readln(D);
writeln('Введите
целое число M
(месяц):');
readln(M);
// Проверка корректности
введенной даты
if (D < 1) or (D > 31) or (M < 1) or (M > 12) then
begin
writeln('Ошибка:
Введена некорректная дата.');
exit;
end;
// Определение значения
для предыдущей даты
if D = 1 then
begin
if M = 1 then
begin
M := 12;
D := 31;
end
else
begin
case M of
2, 4, 6, 8, 9, 11:
// месяцы с 31 днем
begin
M := M -
1;
D := 31;
end;
5, 7, 10, 12: // месяцы с 30 днями
begin
M := M - 1;
D := 30;
end;
3: // февраль
begin
M := M -
1;
D := 28; // для невисокосного
года
end;
end;
end;
end
else
begin
D := D - 1;
end;
// Вывод предыдущей даты
writeln('Предшествующая
дата:');
writeln('D = ', D);
writeln('M = ', M);
readln;
end.
`
Билет 14
Логические типы – Boolean, хранит true или false.
Перечисляемые типы – массивы. type typeName = (value1, value2, ..., valuen);
Единицы массы пронумерованы следующим образом: 1 - килограмм, 2 -
миллиграмм, 3 - грамм, 4 - тонна, 5 - центнер. Дан номер единицы массы (целое
число в диапазоне 1 - 5) и масса тела в этих единицах (вещественное число).
Найти массу тела в килограммах.
`
program MassConverter;
var
unitNumber:
integer;
massInUnit, massInKg: real;
begin
// Ввод номера единицы массы и массы тела
writeln('Введите
номер единицы массы (1 - килограмм, 2 - миллиграмм, 3 - грамм, 4 - тонна, 5 -
центнер):');
readln(unitNumber);
writeln('Введите
массу тела в указанных единицах:');
readln(massInUnit);
// Проверка корректности введенного
номера единицы массы
if (unitNumber < 1) or (unitNumber
> 5) then
begin
writeln('Ошибка:
Некорректный номер единицы массы.');
exit;
end;
// Преобразование массы в
килограммы
case unitNumber of
1: // килограмм
massInKg := massInUnit;
2: // миллиграмм
massInKg := massInUnit / 1000000;
3: // грамм
massInKg := massInUnit / 1000;
4: // тонна
massInKg := massInUnit * 1000;
5: // центнер
massInKg := massInUnit * 100;
end;
// Вывод массы тела в
килограммах
writeln('Масса
тела в килограммах: ', massInKg:0:2);
readln;
end.
`
Билет 15
Вещественные типы: Real, Single, Double, Extended, Comp, Currency
Массивы в Паскаль: var a: array[1..10] of integer;
Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 - дециметр, 2 -
километр, 3 - метр, 4 - миллиметр, 5 - сантиметр. Дан номер единицы длины
(целое число в диапазоне 1 - 5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное
число). Найти длину отрезка в метрах.
`
program LengthConverter;
var
unitNumber:
integer;
lengthInUnit, lengthInMeter: real;
begin
// Ввод номера единицы длины и длины отрезка
writeln('Введите
номер единицы длины (1 - дециметр, 2 - километр, 3 - метр, 4 - миллиметр, 5 -
сантиметр):');
readln(unitNumber);
writeln('Введите
длину отрезка в указанных единицах:');
readln(lengthInUnit);
// Проверка корректности
введенного номера единицы длины
if (unitNumber < 1) or (unitNumber
> 5) then
begin
writeln('Ошибка:
Некорректный номер единицы длины.');
exit;
end;
// Преобразование длины в
метры
case unitNumber of
1: // дециметр
lengthInMeter := lengthInUnit / 10;
2: // километр
lengthInMeter := lengthInUnit * 1000;
3: // метр
lengthInMeter := lengthInUnit;
4: // миллиметр
lengthInMeter := lengthInUnit / 1000;
5: // сантиметр
lengthInMeter := lengthInUnit / 100;
end;
// Вывод длины отрезка в метрах
writeln('Длина
отрезка в метрах: ', lengthInMeter:0:2);
readln;
end.
`
Билет 16
Двумерные массивы array [1..m, 1..n] of базовый_тип
Одномерные массивы array[1..10] of базовый_тип
Арифметические действия над числами пронумерованы следующим
образом: 1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - деление. Дан номер
действия N (целое число в диапазоне 1 - 4) и вещественные числа A и B (B не
равно 0). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.
`
program ArithmeticOperations;
var
N: integer;
A, B, result: real;
begin
// Ввод номера действия и
чисел A и B
writeln('Введите
номер действия (1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - деление):');
readln(N);
writeln('Введите
вещественное число A:');
readln(A);
writeln('Введите
вещественное число B (B не равно 0):');
readln(B);
// Проверка корректности
введенного номера действия
if (N < 1) or (N > 4) then
begin
writeln('Ошибка:
Некорректный номер действия.');
exit;
end;
// Выполнение арифметического
действия в зависимости от номера
case N of
1: // сложение
result := A + B;
2: // вычитание
result := A - B;
3: // умножение
result := A * B;
4: // деление
result := A / B;
end;
// Вывод результата
writeln('Результат
выполнения действия: ', result:0:2);
readln;
end.
`
Билет 17
Модульное программирование - это принцип
программирования, при котором отдельные компоненты кода максимально изолированы
друг от друга.
Размер модуля – число содержащихся в нем операторов (строк).
Дан номер месяца - целое число в диапазоне 1 - 12 (1 - январь, 2 -
февраль и т. д.). Определить количество дней в этом месяце для невисокосного года.
`
program DaysInMonth;
var
monthNumber, daysInMonth: integer;
begin
// Ввод номера месяца
writeln('Введите
номер месяца (1 - январь, 2 - февраль и т. д.):');
readln(monthNumber);
// Проверка корректности
введенного номера месяца
if (monthNumber < 1) or (monthNumber > 12) then
begin
writeln('Ошибка:
Некорректный номер месяца.');
exit;
end;
// Определение количества
дней в месяце для невисокосного года
case monthNumber of
1, 3, 5, 7, 8, 10, 12: // месяцы с 31 днем
daysInMonth := 31;
4, 6, 9, 11: // месяцы
с 30 днями
daysInMonth := 30;
2: // февраль
daysInMonth
:= 28;
end;
// Вывод количества дней в
месяце
writeln('Количество
дней в указанном месяце для невисокосного года: ', daysInMonth);
readln;
end.
`
Билет 18
Связность модуля - мера силы взаимосвязанности элементов внутри
модуля; способ и степень, в которой задачи, выполняемые некоторым программным
модулем, связаны друг с другом.
Типы связности - три меры связности: функциональная,
последовательная и информационная.
Дан номер месяца - целое число в диапазоне 1 - 12 (1 - январь, 2 -
февраль и т. д.). Вывести название соответствующего времени года
("зима", "весна", "лето", "осень").
`
program SeasonByMonth;
var
monthNumber:
integer;
season: string;
begin
// Ввод номера месяца
writeln('Введите
номер месяца (1 - январь, 2 - февраль и т. д.):');
readln(monthNumber);
// Проверка корректности
введенного номера месяца
if (monthNumber < 1) or (monthNumber > 12) then
begin
writeln('Ошибка:
Некорректный номер месяца.');
exit;
end;
// Определение времени
года по номеру месяца
case monthNumber of
12, 1, 2: // зима
season := 'зима';
3, 4, 5: // весна
season := 'весна';
6, 7, 8: // лето
season := 'лето';
9, 10, 11: // осень
season := 'осень';
end;
// Вывод времени года
writeln('Соответствующее
время года: ', season);
readln;
end.
`
Билет 19
Сцепление по данным - модули обмениваются данными, представленными
скалярными значениями. При небольшом количестве передаваемых параметров этот
тип обеспечивает наилучшие технологические характеристики ПО.
Разновидности сцепления - по данным; по образцу; по управлению; по
общей области данных; по содержимому.
Дано целое число K. Вывести строку - описание оценки,
соответствующей числу К (1 - "плохо", 2 -
"неудовлетворительно", 3 - "удовлетворительно", 4 -
"хорошо", 5 - "отлично"). Если К не лежит в диапазоне 1 -
5, то вывести строку "ошибка".
`
program GradeDescription;
var
K: integer;
gradeDescription:
string;
begin
// Ввод числа K
writeln('Введите
целое число K:');
readln(K);
// Определение описания
оценки
case K
of
1: gradeDescription
:= 'плохо';
2: gradeDescription
:= 'неудовлетворительно';
3: gradeDescription
:= 'удовлетворительно';
4: gradeDescription := 'хорошо';
5: gradeDescription := 'отлично';
else
gradeDescription := 'ошибка';
end;
// Вывод описания оценки
writeln('Описание оценки:
', gradeDescription);
readln;
end.
`
Билет 20
Рутинность модуля - его независимость от предыстории обращений к
нему.
Процедура - фрагмент программного кода, к которому можно обратиться
из другого места программы.
Дано целое число в диапазоне 1 - 7. Вывести строку - название дня
недели, соответствующее данному числу (1 - "понедельник", 2 -
"вторник" и т. д.).
`
program DayOfWeek;
var
dayNumber: integer;
dayName: string;
begin
// Ввод числа от 1 до 7
writeln('Введите
целое число от 1 до 7:');
readln(dayNumber);
// Определение названия
дня недели
case dayNumber of
1: dayName := 'понедельник';
2: dayName := 'вторник';
3: dayName := 'среда';
4: dayName := 'четверг';
5: dayName := 'пятница';
6: dayName := 'суббота';
7: dayName := 'воскресенье';
else
dayName
:= 'ошибка';
end;
// Вывод названия дня
недели
writeln('Название
дня недели: ', dayName);
readln;
end.
`
Билет 21
Входные и выходные типы данных - Исходные (входные) — это данные,
известные перед выполнением задачи из условия. Выходные данные - результат
решения задачи.
Функция - фрагмент программного кода, к которому можно обратиться
из другого места программы.
Дано целое число, лежащее в диапазоне 1-999. Вывести его
строку-описание вида "четное двузначное число", "нечетное
трехзначное число" и т.д.
`
program NumberDescription;
var
num: integer;
description: string;
begin
// Ввод числа
writeln('Введите целое
число от 1 до 999:');
readln(num);
// Проверка числа на
соответствие диапазону
if (num < 1) or (num > 999) then
begin
writeln('Ошибка:
число должно быть в диапазоне от 1 до 999.');
exit;
end;
// Определение
строки-описания
if num < 10 then
description := 'однозначное число'
else if num < 100 then
begin
if num mod 2 = 0 then
description := 'четное двузначное число'
else
description :=
'нечетное двузначное число';
end
else
begin
if num mod 2 = 0 then
description := 'четное
трехзначное число'
else
description :=
'нечетное трехзначное число';
end;
// Вывод строки-описания
writeln('Описание
числа: ', description);
readln;
end.
`
Билет 22
Формальные аргументы - это значения,
передаваемые в качестве аргументов при вызове процедуры или функции.
Формальные параметры - это параметры,
объявленные в заголовке процедуры или функции.
Даны три числа. Найти сумму двух наибольших из них.
`
program SumOfTwoLargest;
var
num1, num2, num3, sum: integer;
begin
// Ввод трех чисел
writeln('Введите
три целых числа:');
readln(num1, num2, num3);
// Находим сумму двух
наибольших чисел
if (num1 >= num2) and (num1 >= num3) then
sum := num1 +
max(num2, num3)
else if (num2 >= num1) and (num2 >=
num3) then
sum := num2 +
max(num1, num3)
else
sum := num3 +
max(num1, num2);
// Выводим результат
writeln('Сумма
двух наибольших чисел: ', sum);
readln;
end.
`
Билет 23
Подпрограмма - поименованная или иным образом идентифицированная
часть компьютерной программы, выполняющая определённую функцию.
Способы передачи параметров программы - В стандарте языка Паскаль
передача параметров может производиться двумя способами - по значению и по
ссылке
Даны два числа. Вывести большее из них.
`
program MaxOfTwo;
var
num1, num2, max: integer;
begin
// Ввод двух чисел
writeln('Введите
два целых числа:');
readln(num1, num2);
// Определение большего
числа
if num1 > num2 then
max := num1
else
max := num2;
// Вывод большего числа
writeln('Большее
из двух чисел: ', max);
readln;
end.
`
Билет 24
Рекурсивные функции – функции, внутри которых при определённых
условиях происходит вызов этих же самых функций.
Рекурсивные подпрограммы в Паскаль – подпрограммы, внутри которых
при определённых условиях происходит вызов этих же самых подпрограмм.
Даны два числа A и B. Найти их среднее арифметическое: (A + B)
⁄ 2
`
program Average;
var
A, B: real;
average: real;
begin
// Ввод двух чисел
writeln('Введите
два числа A и B:');
readln(A, B);
// Вычисление среднего
арифметического
average := (A + B) / 2;
// Вывод среднего
арифметического
writeln('Среднее
арифметическое чисел A и B: ', average:0:2);
readln;
end.
`
Билет 25
Полиморфизм - способность функции, объявленной в объектах разных
классов, обрабатывать данные разных типов.
Метод функциональной декомпозиции - принцип разбиения системы в
соответствии с функциями, которые она выполняет.
Даны длины ребер A, B, C прямоугольного параллелепипеда. Найти его
объем V = A × B × C и площадь поверхности S = 2 × (A ×
B + B × C + A × C)
`
program
Parallelepiped;
var
A, B, C, V, S: real;
begin
// Ввод длин ребер
параллелепипеда
writeln('Введите
длины ребер параллелепипеда A, B и C:');
readln(A, B, C);
// Вычисление объема
параллелепипеда
V := A * B * C;
// Вычисление площади
поверхности параллелепипеда
S := 2 * (A * B + B * C + A * C);
// Вывод результатов
writeln('Объем
параллелепипеда: ', V:0:2);
writeln('Площадь
поверхности параллелепипеда: ', S:0:2);
readln;
end.
`
Билет 26
Оператор выбора case - позволяет выбрать
одно из нескольких возможных продолжений программы.
case Country of
'Россия': Capital := 'Москва';
'Франция': Capital := 'Париж';
'Италия': Capital := 'Рим';
else
Capital := 'Страна отсутствует в базе данных';
end;
case DayOfWeek of
1..5: writeln('Будний день');
6,7: writeln('Выходной день');
end;
Дана длина ребра куба A. Найти объем куба
V = A3 и площадь его поверхности S = 6 × A2
`
program Cube;
var
A, V, S: real;
begin
// Ввод длины ребра куба
writeln('Введите
длину ребра куба A:');
readln(A);
// Вычисление объема куба
V := A * A * A;
// Вычисление площади
поверхности куба
S := 6 * A * A;
// Вывод результатов
writeln('Объем
куба: ', V:0:2);
writeln('Площадь
поверхности куба: ', S:0:2);
readln;
end.
`
Билет 27
Оператор присваивания :=
Условный оператор if условие then оператор1 else оператор2, if условие then оператор
Дан диаметр окружности D. Найти ее длину L = π × D. В
качестве значения π использовать 3.14
`
program CircleLength;
var
D, L: real;
pi: real;
begin
// Присваиваем значение
числу π
pi := 3.14;
// Ввод диаметра
окружности
writeln('Введите
диаметр окружности D:');
readln(D);
// Вычисление длины
окружности
L := pi * D;
// Вывод результата
writeln('Длина
окружности: ', L:0:2);
readln;
end.
`
Билет 28
Конструктор - специальный блок инструкций, вызываемый при создании
объекта.
Инициализация - задание начальных значений или установка в нуль
программных переменных (адресов, счетчиков, переключателей, указателей и т. п.)
перед выполнением программы.
Даны стороны прямоугольника A и B. Найти его площадь S = A ×
B и периметр P = 2 × (A + B)
`
program Rectangle;
var
A, B, S, P: real;
begin
// Ввод сторон
прямоугольника
writeln('Введите
длину стороны A:');
readln(A);
writeln('Введите
длину стороны B:');
readln(B);
// Вычисление площади
прямоугольника
S := A * B;
// Вычисление периметра
прямоугольника
P := 2 * (A + B);
// Вывод результатов
writeln('Площадь
прямоугольника: ', S:0:2);
writeln('Периметр
прямоугольника: ', P:0:2);
readln;
end.
`
Билет 29
Наследование - концепция объектно-ориентированного
программирования, согласно которой абстрактный тип данных может наследовать
данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному
использованию компонентов программного обеспечения.
Параметры значения - принятый функцией аргумент.
Дана сторона квадрата A. Найти его площадь S = A2
`
program SquareArea;
var
A, S: real;
begin
// Ввод стороны квадрата
writeln('Введите длину
стороны квадрата A:');
readln(A);
// Вычисление площади
квадрата
S :=
A * A;
// Вывод результата
writeln('Площадь квадрата:
', S:0:2);
readln;
end.
`
Билет 30
Параметры - переменные, которые определяются в момент создания
функции и служат как место для данных, которые будут использованы в этой
функции
Параметры константы – не изменяемые параметры.
Дана сторона квадрата A. Найти его периметр P = 4 × A
`
program SquarePerimeter;
var
A, P: real;
begin
// Ввод стороны квадрата
writeln('Введите
длину стороны квадрата A:');
readln(A);
// Вычисление периметра
квадрата
P := 4 * A;
// Вывод результата
writeln('Периметр
квадрата: ', P:0:2);
readln;
end.
`