Билет 1

Алгоритмизация – процесс построения алгоритма решения задач, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.

Алгоритм – это система чётких однозначных указаний, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к получению требуемого результата.

 

`

program CalculateMeters;

 

var

    L, meters: integer;

 

begin

    write('Введите расстояние в сантиметрах: ');

    readln(L);

    meters := L div 100;

    writeln('Количество полных метров: ', meters);

end.

`

 

Билет 2

Исполнитель алгоритма – это некоторая абстрактная или реальная система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исполнителя характеризует: среда, элементарные действия, система команд и отказы.

`

program CalculateTonnes;

 

var

    M, tonnes: integer;

 

begin

    write('Введите массу в килограммах: ');

    readln(M);

    tonnes := M div 1000;

    writeln('Количество полных тонн: ', tonnes);

end.

`

 

 

Билет 3

Система команд исполнителя - это строго заданный конечный набор команд, которые может выполнить исполнитель.

Численный алгоритм - алгоритм решения математических задач в численном виде.

Даны координаты двух различных полей шахматной доски x1,y1,x2,y2 (целые числа, лежащие в диапазоне 1-8). Проверить истинность высказывания: "Конь за один ход может перейти с одного поля на другое".

`

program KnightMove;

 

var

    x1, y1, x2, y2: integer;

    canMove: boolean;

 

begin

    write('Введите координаты поля отправления (x1 y1): ');

    readln(x1, y1);

    write('Введите координаты поля назначения (x2 y2): ');

    readln(x2, y2);

    canMove := ((abs(x2 - x1) = 2) and (abs(y2 - y1) = 1)) or ((abs(x2 - x1) = 1) and (abs(y2 - y1) = 2));

    if canMove then

        writeln('Конь может перейти с поля (', x1, ', ', y1, ') на поле (', x2, ', ', y2, ') за один ход.')

    else

        writeln('Конь не может перейти с поля (', x1, ', ', y1, ') на поле (', x2, ', ', y2, ') за один ход.');

end.

`

 

Билет 4

Логическими принято называть алгоритмы, которые содержат предписания (операции) относительно объектов нечисловой природы.

Основные свойства алгоритма: массовость, дискретность, результативность, определенность, понятность, формальность, завершаемость.

Даны числа x,y. Проверить истинность высказывания: "Точка с координатами (x,y) лежит во второй координатной четверти".

`

program CheckQuadrant;

 

var

    x, y: integer;

    isInSecondQuadrant: boolean;

 

begin

    write('Введите координаты точки (x y): ');

    readln(x, y);

    isInSecondQuadrant := (x < 0) and (y > 0);

    if isInSecondQuadrant then

        writeln('Точка с координатами (', x, ', ', y, ') лежит во второй координатной четверти.')

    else

        writeln('Точка с координатами (', x, ', ', y, ') не лежит во второй координатной четверти.');

end.

`

 

Билет 5

Способы описания алгоритмов: словесный, формульно-словесный, псевдокод, графический способ, программа.

Элементы блок-схем – в тетради.

Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: "Число A является положительным".

`

program CheckPositive;

 

var

    A: integer;

    isPositive: boolean;

 

begin

    write('Введите число A: ');

    readln(A);

    isPositive := A > 0;

    if isPositive then

        writeln('Число ', A, ' является положительным.')

    else

        writeln('Число ', A, ' не является положительным или равно нулю.');

end.

`

 

Билет 6

Язык программирования – специально составленный набор символов, используемый для записи набора команд, воспринимаемых компьютером.

Программирование - процесс создания и модификации компьютерных программ.

Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму всех целых чисел от A до B включительно.

`

program SumOfIntegers;

var

  A, B, i, sum: integer;

begin

  write('Введите значение A: ');

  readln(A);

  write('Введите значение B (B должно быть больше A): ');

  readln(B);

  if A >= B then

  begin

    writeln('Ошибка: B должно быть больше A.');

    exit;

  end;

  sum := 0;

  for i := A to B do

  begin

    sum := sum + i;

  end;

  writeln('Сумма всех целых чисел от ', A, ' до ', B, ' равна ', sum);

end.

`

 

Билет 7

Циклический алгоритм - алгоритм, в котором действия повторяются конечное число раз.

Линейный алгоритм - алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно одно за другим.

Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1.2, 1.4, ..., 2 кг конфет.

`

program CostOfCandy;

 

var

  pricePerKg, weight: real;

  i: integer;

 

begin

  // Введите цену 1 кг конфет

  writeln('Введите цену 1 кг конфет: ');

  readln(pricePerKg);

 

  // Вывод стоимости для каждого веса от 1.2 до 2 кг

  writeln('Вес  | Стоимость');

  writeln('----------------');

  for i := 12 to 20 step 2 do

  begin

    weight := i / 10; // переводим в килограммы

    writeln(weight:4:1, ' кг | ', weight * pricePerKg:0:2);

  end;

 

  readln;

end.

`

 

Билет 8

Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Оператор - наименьшая автономная часть языка программирования; команда или набор команд.

Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 0.1, 0.2, ..., 1 кг конфет.

`

program CostOfCandy;

 

var

  pricePerKg, weight: real;

  i: integer;

 

begin

  // Введите цену 1 кг конфет

  writeln('Введите цену 1 кг конфет: ');

  readln(pricePerKg);

 

  // Вывод стоимости для каждого веса от 0.1 до 1 кг

  writeln('Вес  | Стоимость');

  writeln('----------------');

  for i := 1 to 10 do

  begin

    weight := i / 10; // переводим в килограммы

    writeln(weight:3:1, ' кг | ', weight * pricePerKg:0:2);

  end;

 

  readln;

end.

`

 

Билет 9

Идентификатор - это последовательность символов, используемая для обозначения одного из следующих элементов: Имени объекта или переменной Имени класса, структуры или объединения Имени перечисленного типа

Константы – неизменные переменные.

Дано вещественное число - цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1, 2, ..., 10 кг конфет.

`

program CostOfCandy;

 

var

  pricePerKg, weight: real;

  i: integer;

 

begin

  // Введите цену 1 кг конфет

  writeln('Введите цену 1 кг конфет: ');

  readln(pricePerKg);

 

  // Вывод стоимости для каждого веса от 1 до 10 кг

  writeln('Вес  | Стоимость');

  writeln('----------------');

  for i := 1 to 10 do

  begin

    weight := i; // вес в килограммах равен номеру итерации

    writeln(weight:2:0, ' кг | ', weight * pricePerKg:0:2);

  end;

 

  readln;

end.

`

 

Билет 10

Цикл for – цикл с предусловием.

for var i := 1 to 10 do

  Print(i);

Две формы записи цикла for

Оператор цикла for имеет одну из двух форм:

for переменная := начальное значение to конечное значение do

  оператор

или

for переменная := начальное значение downto конечное значение do

  оператор

Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке убывания все целые числа, расположенные между A и B (не включая числа A и B), а также количество N этих чисел.

`

program IntegersBetween;

 

var

  A, B, N, i: integer;

 

begin

  // Ввод чисел A и B

  writeln('Введите два целых числа A и B (A < B): ');

  readln(A, B);

 

  // Проверка условия A < B

  if A >= B then

  begin

    writeln('Ошибка: A должно быть меньше B.');

    exit;

  end;

 

  // Вывод чисел между A и B в порядке убывания

  writeln('Целые числа между A и B в порядке убывания: ');

  N := B - A - 1; // Вычисление количества чисел

  for i := B - 1 downto A + 1 do

  begin

    writeln(i);

  end;

 

  // Вывод количества чисел

  writeln('Количество чисел между A и B: ', N);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 11

Цикл while

while условие do

  оператор

Цикл repeat

repeat

  операторы

until условие

Даны два целых числа A и B (A < B). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между A и B (включая сами числа A и B), а также количество N этих чисел.

`

program IntegersBetween;

 

var

  A, B, N, i: integer;

 

begin

  // Ввод чисел A и B

  writeln('Введите два целых числа A и B (A < B): ');

  readln(A, B);

 

  // Проверка условия A < B

  if A >= B then

  begin

    writeln('Ошибка: A должно быть меньше B.');

    exit;

  end;

 

  // Вывод чисел между A и B в порядке возрастания

  writeln('Целые числа между A и B в порядке возрастания: ');

  N := B - A + 1; // Вычисление количества чисел

  for i := A to B do

  begin

    writeln(i);

  end;

 

  // Вывод количества чисел

  writeln('Количество чисел между A и B: ', N);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 12

Типы данных в Паскаль

integer — целочисленный тип данных.

real — тип данных с плавающей запятой.

double — тип данных с плавающей запятой.

string — символьный тип данных.

char — символьный тип данных.

boolean — логический тип данных.

Базовые типы – примитивные типы данных, на которых строятся все остальные типы.

Даны целые числа K и N (N>0). Вывести N раз число K.

`

program RepeatNumber;

 

var

  K, N, i: integer;

 

begin

  // Ввод чисел K и N

  writeln('Введите целое число K:');

  readln(K);

 

  writeln('Введите целое число N (N > 0):');

  readln(N);

 

  // Проверка условия N > 0

  if N <= 0 then

  begin

    writeln('Ошибка: N должно быть больше 0.');

    exit;

  end;

 

  // Вывод числа K N раз

  writeln('Число ', K, ' повторяется ', N, ' раз:');

  for i := 1 to N do

  begin

    writeln(K);

  end;

 

  readln;

end.

`

 

Билет 13

Конструируемые типы – все остальные типы, составленные из примитивных базовых.

Порядковые типы: целые типы, логические типы, символьный тип, перечисленный тип, тип-диапазон.

Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие правильную дату невисокосного года. Вывести значения D и M для даты, предшествующей указанной.

`

program PreviousDate;

 

var

  D, M: integer;

 

begin

  // Ввод дня и месяца

  writeln('Введите целое число D (день):');

  readln(D);

 

  writeln('Введите целое число M (месяц):');

  readln(M);

 

  // Проверка корректности введенной даты

  if (D < 1) or (D > 31) or (M < 1) or (M > 12) then

  begin

    writeln('Ошибка: Введена некорректная дата.');

    exit;

  end;

 

  // Определение значения для предыдущей даты

  if D = 1 then

  begin

    if M = 1 then

    begin

      M := 12;

      D := 31;

    end

    else

    begin

      case M of

        2, 4, 6, 8, 9, 11: // месяцы с 31 днем

          begin

            M := M - 1;

            D := 31;

          end;

        5, 7, 10, 12: // месяцы с 30 днями

          begin

            M := M - 1;

            D := 30;

          end;

        3: // февраль

          begin

            M := M - 1;

            D := 28; // для невисокосного года

          end;

      end;

    end;

  end

  else

  begin

    D := D - 1;

  end;

 

  // Вывод предыдущей даты

  writeln('Предшествующая дата:');

  writeln('D = ', D);

  writeln('M = ', M);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 14

Логические типы – Boolean, хранит true или false.

Перечисляемые типы массивы. type typeName = (value1, value2, ..., valuen);

Единицы массы пронумерованы следующим образом: 1 - килограмм, 2 - миллиграмм, 3 - грамм, 4 - тонна, 5 - центнер. Дан номер единицы массы (целое число в диапазоне 1 - 5) и масса тела в этих единицах (вещественное число). Найти массу тела в килограммах.

`

program MassConverter;

 

var

  unitNumber: integer;

  massInUnit, massInKg: real;

 

begin

  // Ввод номера единицы массы и массы тела

  writeln('Введите номер единицы массы (1 - килограмм, 2 - миллиграмм, 3 - грамм, 4 - тонна, 5 - центнер):');

  readln(unitNumber);

 

  writeln('Введите массу тела в указанных единицах:');

  readln(massInUnit);

 

  // Проверка корректности введенного номера единицы массы

  if (unitNumber < 1) or (unitNumber > 5) then

  begin

    writeln('Ошибка: Некорректный номер единицы массы.');

    exit;

  end;

 

  // Преобразование массы в килограммы

  case unitNumber of

    1: // килограмм

      massInKg := massInUnit;

    2: // миллиграмм

      massInKg := massInUnit / 1000000;

    3: // грамм

      massInKg := massInUnit / 1000;

    4: // тонна

      massInKg := massInUnit * 1000;

    5: // центнер

      massInKg := massInUnit * 100;

  end;

 

  // Вывод массы тела в килограммах

  writeln('Масса тела в килограммах: ', massInKg:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 15

Вещественные типы: Real, Single, Double, Extended, Comp, Currency

Массивы в Паскаль: var a: array[1..10] of integer;

Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 - дециметр, 2 - километр, 3 - метр, 4 - миллиметр, 5 - сантиметр. Дан номер единицы длины (целое число в диапазоне 1 - 5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное число). Найти длину отрезка в метрах.

`

program LengthConverter;

 

var

  unitNumber: integer;

  lengthInUnit, lengthInMeter: real;

 

begin

  // Ввод номера единицы длины и длины отрезка

  writeln('Введите номер единицы длины (1 - дециметр, 2 - километр, 3 - метр, 4 - миллиметр, 5 - сантиметр):');

  readln(unitNumber);

 

  writeln('Введите длину отрезка в указанных единицах:');

  readln(lengthInUnit);

 

  // Проверка корректности введенного номера единицы длины

  if (unitNumber < 1) or (unitNumber > 5) then

  begin

    writeln('Ошибка: Некорректный номер единицы длины.');

    exit;

  end;

 

  // Преобразование длины в метры

  case unitNumber of

    1: // дециметр

      lengthInMeter := lengthInUnit / 10;

    2: // километр

      lengthInMeter := lengthInUnit * 1000;

    3: // метр

      lengthInMeter := lengthInUnit;

    4: // миллиметр

      lengthInMeter := lengthInUnit / 1000;

    5: // сантиметр

      lengthInMeter := lengthInUnit / 100;

  end;

 

  // Вывод длины отрезка в метрах

  writeln('Длина отрезка в метрах: ', lengthInMeter:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 16

Двумерные массивы array [1..m, 1..n] of базовый_тип

Одномерные массивы array[1..10] of базовый_тип

Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - деление. Дан номер действия N (целое число в диапазоне 1 - 4) и вещественные числа A и B (B не равно 0). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.

`

program ArithmeticOperations;

 

var

  N: integer;

  A, B, result: real;

 

begin

  // Ввод номера действия и чисел A и B

  writeln('Введите номер действия (1 - сложение, 2 - вычитание, 3 - умножение, 4 - деление):');

  readln(N);

 

  writeln('Введите вещественное число A:');

  readln(A);

 

  writeln('Введите вещественное число B (B не равно 0):');

  readln(B);

 

  // Проверка корректности введенного номера действия

  if (N < 1) or (N > 4) then

  begin

    writeln('Ошибка: Некорректный номер действия.');

    exit;

  end;

 

  // Выполнение арифметического действия в зависимости от номера

  case N of

    1: // сложение

      result := A + B;

    2: // вычитание

      result := A - B;

    3: // умножение

      result := A * B;

    4: // деление

      result := A / B;

  end;

 

  // Вывод результата

  writeln('Результат выполнения действия: ', result:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 17

Модульное программирование - это принцип программирования, при котором отдельные компоненты кода максимально изолированы друг от друга.

Размер модуля – число содержащихся в нем операторов (строк).

Дан номер месяца - целое число в диапазоне 1 - 12 (1 - январь, 2 - февраль и т. д.). Определить количество дней в этом месяце для невисокосного года.

`

program DaysInMonth;

 

var

  monthNumber, daysInMonth: integer;

 

begin

  // Ввод номера месяца

  writeln('Введите номер месяца (1 - январь, 2 - февраль и т. д.):');

  readln(monthNumber);

 

  // Проверка корректности введенного номера месяца

  if (monthNumber < 1) or (monthNumber > 12) then

  begin

    writeln('Ошибка: Некорректный номер месяца.');

    exit;

  end;

 

  // Определение количества дней в месяце для невисокосного года

  case monthNumber of

    1, 3, 5, 7, 8, 10, 12: // месяцы с 31 днем

      daysInMonth := 31;

    4, 6, 9, 11: // месяцы с 30 днями

      daysInMonth := 30;

    2: // февраль

      daysInMonth := 28;

  end;

 

  // Вывод количества дней в месяце

  writeln('Количество дней в указанном месяце для невисокосного года: ', daysInMonth);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 18

Связность модуля - мера силы взаимосвязанности элементов внутри модуля; способ и степень, в которой задачи, выполняемые некоторым программным модулем, связаны друг с другом.

Типы связности - три меры связности: функциональная, последовательная и информационная.

Дан номер месяца - целое число в диапазоне 1 - 12 (1 - январь, 2 - февраль и т. д.). Вывести название соответствующего времени года ("зима", "весна", "лето", "осень").

`

program SeasonByMonth;

 

var

  monthNumber: integer;

  season: string;

 

begin

  // Ввод номера месяца

  writeln('Введите номер месяца (1 - январь, 2 - февраль и т. д.):');

  readln(monthNumber);

 

  // Проверка корректности введенного номера месяца

  if (monthNumber < 1) or (monthNumber > 12) then

  begin

    writeln('Ошибка: Некорректный номер месяца.');

    exit;

  end;

 

  // Определение времени года по номеру месяца

  case monthNumber of

    12, 1, 2: // зима

      season := 'зима';

    3, 4, 5: // весна

      season := 'весна';

    6, 7, 8: // лето

      season := 'лето';

    9, 10, 11: // осень

      season := 'осень';

  end;

 

  // Вывод времени года

  writeln('Соответствующее время года: ', season);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 19

Сцепление по данным - модули обмениваются данными, представленными скалярными значениями. При небольшом количестве передаваемых параметров этот тип обеспечивает наилучшие технологические характеристики ПО.

Разновидности сцепления - по данным; по образцу; по управлению; по общей области данных; по содержимому.

Дано целое число K. Вывести строку - описание оценки, соответствующей числу К (1 - "плохо", 2 - "неудовлетворительно", 3 - "удовлетворительно", 4 - "хорошо", 5 - "отлично"). Если К не лежит в диапазоне 1 - 5, то вывести строку "ошибка".

`

program GradeDescription;

 

var

  K: integer;

  gradeDescription: string;

 

begin

  // Ввод числа K

  writeln('Введите целое число K:');

  readln(K);

 

  // Определение описания оценки

  case K of

    1: gradeDescription := 'плохо';

    2: gradeDescription := 'неудовлетворительно';

    3: gradeDescription := 'удовлетворительно';

    4: gradeDescription := 'хорошо';

    5: gradeDescription := 'отлично';

  else

    gradeDescription := 'ошибка';

  end;

 

  // Вывод описания оценки

  writeln('Описание оценки: ', gradeDescription);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 20

Рутинность модуля - его независимость от предыстории обращений к нему.

Процедура - фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы.

Дано целое число в диапазоне 1 - 7. Вывести строку - название дня недели, соответствующее данному числу (1 - "понедельник", 2 - "вторник" и т. д.).

`

program DayOfWeek;

 

var

  dayNumber: integer;

  dayName: string;

 

begin

  // Ввод числа от 1 до 7

  writeln('Введите целое число от 1 до 7:');

  readln(dayNumber);

 

  // Определение названия дня недели

  case dayNumber of

    1: dayName := 'понедельник';

    2: dayName := 'вторник';

    3: dayName := 'среда';

    4: dayName := 'четверг';

    5: dayName := 'пятница';

    6: dayName := 'суббота';

    7: dayName := 'воскресенье';

  else

    dayName := 'ошибка';

  end;

 

  // Вывод названия дня недели

  writeln('Название дня недели: ', dayName);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 21

Входные и выходные типы данных - Исходные (входные) — это данные, известные перед выполнением задачи из условия. Выходные данные - результат решения задачи.

Функция - фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы.

Дано целое число, лежащее в диапазоне 1-999. Вывести его строку-описание вида "четное двузначное число", "нечетное трехзначное число" и т.д.

`

program NumberDescription;

 

var

  num: integer;

  description: string;

 

begin

  // Ввод числа

  writeln('Введите целое число от 1 до 999:');

  readln(num);

 

  // Проверка числа на соответствие диапазону

  if (num < 1) or (num > 999) then

  begin

    writeln('Ошибка: число должно быть в диапазоне от 1 до 999.');

    exit;

  end;

 

  // Определение строки-описания

  if num < 10 then

    description := 'однозначное число'

  else if num < 100 then

  begin

    if num mod 2 = 0 then

      description := 'четное двузначное число'

    else

      description := 'нечетное двузначное число';

  end

  else

  begin

    if num mod 2 = 0 then

      description := 'четное трехзначное число'

    else

      description := 'нечетное трехзначное число';

  end;

 

  // Вывод строки-описания

  writeln('Описание числа: ', description);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 22

Формальные аргументы - это значения, передаваемые в качестве аргументов при вызове процедуры или функции.

Формальные параметры - это параметры, объявленные в заголовке процедуры или функции.

Даны три числа. Найти сумму двух наибольших из них.

`

program SumOfTwoLargest;

 

var

  num1, num2, num3, sum: integer;

 

begin

  // Ввод трех чисел

  writeln('Введите три целых числа:');

  readln(num1, num2, num3);

 

  // Находим сумму двух наибольших чисел

  if (num1 >= num2) and (num1 >= num3) then

    sum := num1 + max(num2, num3)

  else if (num2 >= num1) and (num2 >= num3) then

    sum := num2 + max(num1, num3)

  else

    sum := num3 + max(num1, num2);

 

  // Выводим результат

  writeln('Сумма двух наибольших чисел: ', sum);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 23

Подпрограмма - поименованная или иным образом идентифицированная часть компьютерной программы, выполняющая определённую функцию.

Способы передачи параметров программы - В стандарте языка Паскаль передача параметров может производиться двумя способами - по значению и по ссылке

Даны два числа. Вывести большее из них.

`

program MaxOfTwo;

 

var

  num1, num2, max: integer;

 

begin

  // Ввод двух чисел

  writeln('Введите два целых числа:');

  readln(num1, num2);

 

  // Определение большего числа

  if num1 > num2 then

    max := num1

  else

    max := num2;

 

  // Вывод большего числа

  writeln('Большее из двух чисел: ', max);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 24

Рекурсивные функции – функции, внутри которых при определённых условиях происходит вызов этих же самых функций.

Рекурсивные подпрограммы в Паскаль – подпрограммы, внутри которых при определённых условиях происходит вызов этих же самых подпрограмм.

Даны два числа A и B. Найти их среднее арифметическое: (A + B) ⁄ 2

`

program Average;

 

var

  A, B: real;

  average: real;

 

begin

  // Ввод двух чисел

  writeln('Введите два числа A и B:');

  readln(A, B);

 

  // Вычисление среднего арифметического

  average := (A + B) / 2;

 

  // Вывод среднего арифметического

  writeln('Среднее арифметическое чисел A и B: ', average:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 25

Полиморфизм - способность функции, объявленной в объектах разных классов, обрабатывать данные разных типов.

Метод функциональной декомпозиции - принцип разбиения системы в соответствии с функциями, которые она выполняет.

Даны длины ребер A, B, C прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем V = A × B × C и площадь поверхности S = 2 × (A × B + B × C + A × C)

`

program Parallelepiped;

 

var

  A, B, C, V, S: real;

 

begin

  // Ввод длин ребер параллелепипеда

  writeln('Введите длины ребер параллелепипеда A, B и C:');

  readln(A, B, C);

 

  // Вычисление объема параллелепипеда

  V := A * B * C;

 

  // Вычисление площади поверхности параллелепипеда

  S := 2 * (A * B + B * C + A * C);

 

  // Вывод результатов

  writeln('Объем параллелепипеда: ', V:0:2);

  writeln('Площадь поверхности параллелепипеда: ', S:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 26

Оператор выбора case - позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы.
case Country of

  'Россия': Capital := 'Москва';

  'Франция': Capital := 'Париж';

  'Италия': Capital := 'Рим';

  else Capital := 'Страна отсутствует в базе данных';

end;

 

case DayOfWeek of

  1..5: writeln('Будний день');

  6,7: writeln('Выходной день');

end;

Дана длина ребра куба A. Найти объем куба V = A3 и площадь его поверхности S = 6 × A2

`

program Cube;

 

var

  A, V, S: real;

 

begin

  // Ввод длины ребра куба

  writeln('Введите длину ребра куба A:');

  readln(A);

 

  // Вычисление объема куба

  V := A * A * A;

 

  // Вычисление площади поверхности куба

  S := 6 * A * A;

 

  // Вывод результатов

  writeln('Объем куба: ', V:0:2);

  writeln('Площадь поверхности куба: ', S:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 27

Оператор присваивания :=

Условный оператор if условие then оператор1 else оператор2, if условие then оператор

Дан диаметр окружности D. Найти ее длину L = π × D. В качестве значения π использовать 3.14

`

program CircleLength;

 

var

  D, L: real;

  pi: real;

 

begin

  // Присваиваем значение числу π

  pi := 3.14;

 

  // Ввод диаметра окружности

  writeln('Введите диаметр окружности D:');

  readln(D);

 

  // Вычисление длины окружности

  L := pi * D;

 

  // Вывод результата

  writeln('Длина окружности: ', L:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 28

Конструктор - специальный блок инструкций, вызываемый при создании объекта.

Инициализация - задание начальных значений или установка в нуль программных переменных (адресов, счетчиков, переключателей, указателей и т. п.) перед выполнением программы.

Даны стороны прямоугольника A и B. Найти его площадь S = A × B и периметр P = 2 × (A + B)

`

program Rectangle;

 

var

  A, B, S, P: real;

 

begin

  // Ввод сторон прямоугольника

  writeln('Введите длину стороны A:');

  readln(A);

 

  writeln('Введите длину стороны B:');

  readln(B);

 

  // Вычисление площади прямоугольника

  S := A * B;

 

  // Вычисление периметра прямоугольника

  P := 2 * (A + B);

 

  // Вывод результатов

  writeln('Площадь прямоугольника: ', S:0:2);

  writeln('Периметр прямоугольника: ', P:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 29

Наследование - концепция объектно-ориентированного программирования, согласно которой абстрактный тип данных может наследовать данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному использованию компонентов программного обеспечения.

Параметры значения - принятый функцией аргумент.

Дана сторона квадрата A. Найти его площадь S = A2

`

program SquareArea;

 

var

  A, S: real;

 

begin

  // Ввод стороны квадрата

  writeln('Введите длину стороны квадрата A:');

  readln(A);

 

  // Вычисление площади квадрата

  S := A * A;

 

  // Вывод результата

  writeln('Площадь квадрата: ', S:0:2);

 

  readln;

end.

`

 

Билет 30

Параметры - переменные, которые определяются в момент создания функции и служат как место для данных, которые будут использованы в этой функции

Параметры константы – не изменяемые параметры.

Дана сторона квадрата A. Найти его периметр P = 4 × A

`

program SquarePerimeter;

 

var

  A, P: real;

 

begin

  // Ввод стороны квадрата

  writeln('Введите длину стороны квадрата A:');

  readln(A);

 

  // Вычисление периметра квадрата

  P := 4 * A;

 

  // Вывод результата

  writeln('Периметр квадрата: ', P:0:2);

 

  readln;

end.

`